Главная / О группах / Легенды русского рока

Ария
История группы

 Инициатором появления на свет группы «Ария» можно считать Владимира Холстинина, который в 1984 году уходит из недостаточно, по его мнению, музыкально радикальной группы «Альфа», чтобы собрать новую команду. Вокалистом коллектива, названного также Холстининым, стал Валерий Кипелов, до этого, между прочим, работавший в ВИА «Лейся, песня» с Николаем Расторгуевым.

 Уже дебютный альбом «Арии» «Мания величия» вызвал заметный резонанс. Первые концерты группы вызывали не только интерес, но и некий нездоровый ажиооаж, результатом чего стал ряд связанных с коллективом скандалов. Один из них, произошедший на фестивале «Рок-Панорама-86», не помешал группе стать лауреатами фестиваля и явился, по сути, началом взлета массовой популярности «Арии». На их выступлениях с того момента редко находились свободные места, а сами концерты сопровождались массовыми беспорядками и разгромленными залами, из-за чего в некоторых регионах власти запрещали проводить концерты группы. Именно тогда сформировалась настоящая армия «арийцев», как принято называть поклонников первой хард-н-хэви-команды, завоевавшей всенародную славу. За прошедшие годы поколения одних фанатов несколько раз сменяли поколения других – неизменным оставалось лишь их общее количество. К слову, по ассортименту и тиражам фанатской атрибутики «Ария» в нашей стране не имеет равных и по сей день.

 При записи второго альбома в группе начались музыкальные разногласия, приведшие вскоре к значительным изменениям в составе, в результате которых из оригинального в «Арии» остались лишь Холстинин и Кипелов. Через полгода новый состав записывает самый, возможно, популярный в истории группы диск «Герой асфальта», в который вошла, в числе прочих, и легендарная «Улица роз». Альбом разошелся тиражом более, чем миллионным тиражом. А все тексты к нему написала давно ставшая притчей во языцех поэтесса Маргарита Пушкина, работающая с «Арией» и по сей день.

 «Тогда существовала система худсоветов. От министерства культуры, московской филармонии - множества организаций, которые выдвигали своих представителей, которые курировали культуру. Обязательно еще куратор от КГБ. И худсоветы сидели на всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». Решающий голос всегда был не за творческими людьми, а за кураторами – допустим, КГБ.»

 Зимой 88-го года «Ария», попавшая, наконец, и на телеэкраны с видео на ту же «Улицу роз», отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин, где дает три концерта и получает приглашение на фестиваль «Дни стены» летом этого же года. После концерта перед 120-тысячной аудиторией к музыкантам подбежал начальник охраны сцены и сказал: «Вчера по телевизору я видел подписание договора о ликвидации ракет средней дальности, а сегодня - советский Iron Maiden. Похоже, в вашей стране действительно началась перестройка». Той ночью за дружбу между народами было выпито столько, что никто не мог прийти в себя до самой Москвы. В результате группу чуть не задержали в Польше, поскольку на вопрос польского пограничника: «Вы кто?» - с трудом был дан ответ: «Мы - арийцы!» Ну а неофициальная «кликуха» «советский (позже – российский) Iron Maiden» прилипла к коллективу на долгие годы. «Мы не берем на себя роль «изобретателей велосипеда». Были до нас пресловутые Iron Maiden, Judas Priest, Ozzy Osbourne. И их энергию мы тоже концентрировали… Но мы никогда не пытались петь по-английски. Хотели работать для своих. Потому и популярна группа «Ария» - потому что она поет по-русски.»

 За следующие два года у «Арии» сменился барабанщик, вышел еще один альбом и прошел еще один успешный тур по Германии. Активная гастрольная жизнь продолжается до весны 1990 года, когда Дубинин и Маврин неожиданно подписывают контракт на запись пластинки с немецкой певицей и покидают группу. Впрочем, уже в августе, не выдержав разлуки и сбежав от певицы, Дубинин и Маврин возвращаются. Вдохновленные последним событием, еще два года музыканты проводят в непрерывных гастролях, а в 1993 году «Ария» заключает пятилетний контракт с фирмой MOROZ Records, вскоре издавшей на CD все уже богатое к тому времени наследие коллектива. В сентябре команда в очередной раз отправляется на двухнедельные гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. На этот раз тур закончился неприятным инцидентом: организатор отказался заплатить группе гонорар за выступления, мотивируя это тем, что все деньги ушли на организацию гастролей. Это и послужило поводом для скандала, в результате которого Валерий Кипелов, проработавший в «Арии» десять лет, приехав в Москву, ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом, а вскоре стал выступать с группой «Мастер». Покинул коллектив и Сергей Маврин, посчитавший дальнейшую работу в обескровленной команде бесперпетивной. Помощь пришла в лице гитариста Сергея Терентьева, который записал летом 94-го на студии «АРИЯ Рекордс» свой сольный альбом, да так в ней и остался. Таким образом, проблема с гитаристом успешно решилась, но проблема с вокалистом оставалась открытой. Свое веское слово сказал глава «Мороза» Александр Морозов, пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Кипелов вернулся в группу и записал вокальные партии к альбому «Ночь короче дня», который увидел свет в конце 1995 года.



 В декабре этого же года группа празднует свое десятилетие и записывает двойной концертный альбом «Сделано в России». Летом 97-го «арийцы» разбежались по студиям и «автономно» друг от друга сотворили два сольных проекта. В одном из них принимали участие Виталий Дубинин и Владимир Холстинин, другой же записывали Валерий Кипелов с экс-гитаристом «Арии» Сергеем Мавриным. Впрочем, и новый альбом собственно «Арии» не заставил себя долго ждать – «Генератор зла» вышел в 98-м и повлек за собой очередной гастрольный тур по всей стране – к удивлению многих, прошедший с прежним успехом в виде аншлагов, переломанных стульев и всплесков продаж маек и балахонов с символикой коллектива. В 99-м выходит сингл «Tribute To Harley-Davidson», на котором издается очередной плод совместных усилий «арийцев» и Маргариты Пушкиной, слезоточивая баллада «Беспечный ангел» (известный хит голландского коллектива Golden Earring, переведенный на русский поэтессой), попавшая в ротацию на «Нашем Радио» и возглавившая на несколько недель «Чартову Дюжину». За ней последовал еще один радиосингл «Потерянный рай», также ставший номером один в «Дюжине» и не так давно записанный «Арией» (по примеру некоторых западных звезд, последний – Metallica) с симфоническим оркестром. «У нас лирика имеет свою специфику. Обязательно героика должна присутствовать. Для ребят-подростков это очень важно. И для девочек тоже. Стране нужны герои. В лице Кипелова, когда он выходит на сцену.»



 В день всемирного празднования Хэллоуина, 31 октября 2000 года, «Ария» выступила с концертом, посвященным 15-летию коллектива, в ледовом дворце спорта «Лужники». Билеты на шоу закончились еще за несколько дней до оного, а на сцену в этот вечер вышли все музыканты, когда-либо игравшие в группе за ее историю. Очередной год в жизни «Арии» ознаменовался совместным с кумиром юности - Удо Диркшнайдера (экс-Accept, ныне-U.D.O.) - туром по России, записью с ним же песни «Штиль», по традиции, триумфально стартовавшей в «Чартовой Дюжине», и выходом новой студийной работы «Химера».
 «Эти пятнадцать лет, триумфальные, не триумфальные, со взлетами, с падениями - так обычно бывает в любой истории. Но дело в том, что определенный статус уже есть. Группа держится: и молодых очень много поклонников, и целые семьи приходят на концерты.»

--------------------------------------------------------------------------------
Состав:
Валерий Кипелов – вокал
Владимир Холстинин – гитара
Виталий Дубинин – бас
Сергей Терентьев – гитара
Александр Манякин – ударные


Hosted by uCoz